В 37 км от Воронежа, на правом берегу одноименной реки расположен поселок городского типа Рамонь. Уютное местечко манит туристов со всего Черноземья и даже из столицы. Место привлекательно не только заповедной природой, мягким климатом и шикарными видами, но и богатой историей.
Жемчужиной туристических маршрутов по Воронежской области является дворцовый комплекс Ольденбургских. Замок построен по воле принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, в девичестве Романовской, которая получила имение в Рамони в подарок от своего дяди Александра 2.
В состав дворцового комплекса, помимо здания дворца, входят:
- кованые ворота с башнями разной высоты, на одной из башен установлены куранты, на другой выделяется белый лютеранский крест;
- свитский корпус для прислуги, приезжающей со знатными гостями;
- водонапорная башня;
- конюшня.
Все постройки, входящие в дворцовый комплекс, выполнены в едином неоготическом стиле и отличаются строгостью и сдержанностью. В архитектуре отсутствует излишняя помпезность и вычурность, которую любили монаршие особы.
Главное здание комплекса – это четырехэтажный замок из красного кирпича с узкими стрельчатыми окнами, восьмиугольными башенками и добротной железной крышей с чешуйчатым узором. Начало строительства датировано 1883 годом, архитектор точно неизвестен. Замок был построен за три года, что для такого масштабного сооружения является достаточно коротким сроком, а еще через год была завершена внутренняя отделка, и в 1887 году замок был готов для заселения знатными хозяевами.
Супруг принцессы Александр Петрович Ольденбургский слыл занятым человеком. Он часто бывал по делам в Санкт-Петербурге, а также много сил, времени и денег тратил на создание курорта Гагры на берегу Черного моря, в Рамони появлялся редко, поэтому большую часть года Евгения Максимилиановна проводила в имении одна.
Замок в Рамони стал любимым местом принцессы Ольденбургской, которая слыла охотницей, вокруг замка расположены леса, богатые дичью. Помимо охоты принцесса активно занималась обустройством дворца и прилегающей территории.
Евгения Ольденбургская была не только любительницей охоты, но и большой сладкоежкой, она отреставрировала сахарный завод, доставшийся ей в подарок вместе с имением, и построила на территории Рамони кондитерскую фабрику. Сладости, которые производились на фабрике, подавались к царскому столу, экспортировались заграницу и высоко оценивались на выставках кондитерского мастерства.
Развивая производство в Рамони, Евгения Максимилиановна занималась благотворительностью, за ее средства в поселке были построены больница, школа, электростанция. Для прибывающих рабочих она обустроила общежитие и столовую. Для нужд кондитерской фабрики была проложена железнодорожная ветка Графская – Рамонь.
Замок Ольденбургских в Рамони отличается не только красотой, но также практичностью и удобством. Стены замка толщиной в метр имеют внутри пустоты, созданные для специальной системы обогрева. В подвале была установлена печь, от которой отходило множество труб, проходящих в стенах, в конце каждой стены был установлен дымоход, а по трубам циркулировала горячая вода, нагревая стены здания.
Быстро прогреваясь, красный кирпич начинал отдавать тепло, и в замке становилось тепло и сухо. Благодаря такой системе отопления, в замке в свободном доступе была горячая и холодная вода.
Особое изящество зданию придают кованые элементы декора в виде извивающейся виноградной лозы. Искусная ковка встречает гостей на въездных воротах, украшает балконы, беседку, стеклянную крышу веранды. Когда-то с веранды по роскошной лестнице, минуя водопады и гроты, можно было попасть прямо на кондитерскую фабрику.
На первом этаже замка располагались библиотека, бильярдная, комнаты для приемов, рабочий кабинет. Кабинет принцессы называют ухом замка, находясь в нем, хозяйка могла слышать все, что происходит в замке, загадка удивительной акустики так и не разгадана.
Внимание посетителей обращают и на акустику в музыкальной комнате, в разных углах музыка и голоса звучат по-разному. В комнатах на первом этаже можно увидеть изразцовые камины, голландские печи, которые не только согревали хозяев и гостей, но и украшали интерьер. Топили печи поленьями из фруктовых деревьев, это наполняло воздух ароматами лета и создавало уют.
На втором этаже находились спальни. До наших дней сохранилась широкая дубовая лестница, по ней дамы в нарядных пышных платьях торжественно спускались в зал для торжеств и приемов. Когда-то лестница была собрана без единого гвоздя и более ста лет выполняла свою функцию и даже не скрипела.
Но при реконструкции ее необходимо было разобрать, технология сборки лестницы была утеряна и собрали ее современным способом, используя металлические болты. Теперь лестница поскрипывает.
Единственный сын Ольденбургских Петр вместе с женой Ольгой Александровной, родной сестрой императора Николая 2, тоже проживал в Рамони. Для них недалеко от замка Евгении Максимилиановны был построен летний дворец и хозяйственные постройки к нему. Позже появился поселок Ольгино, в честь Ольги Александровны, которую селяне настолько любили, что приглашали стать крестной матерью своим детям.
В 1905 году на кондитерской фабрике Ольденбургских случился пожар, причины его возникновения до сих пор не известны. В некоторых источниках в поджоге обвиняют управляющего Коха, якобы с помощью пожара он хотел скрыть свои ошибки и махинации, по другой версии фабрику подожгли революционно настроенные рабочие. Две недели над Рамонью стоял едкий дым с запахом жженого сахара, а в реку стекали расплавленное повидло и патока.
С момента пожара началась черная полоса для Ольденбургских и для их имения. Принцесса потеряла многомиллионные контракты и обрела долги, которые росли с невообразимой скоростью. Даже Николай 2 направил деньги на спасение семейного дела родственников, но и они не помогли.
В 1908 году за долги имение, сахарный завод и кондитерская фабрика переходят в собственность государства. Ольденбургским было разрешено жить и пользоваться дворцом, но, несмотря на это, Евгения Максимилиановна навсегда покинула Рамонь. В имении остались жить сын принцессы Петр с женой Ольгой Александровной, но и они не задержались здесь надолго.
В 1914 году Ольга Александровна уезжает, чтобы трудиться в госпитале и помогать раненым в Первой мировой войне. В 1916 году она оформила развод с Петром Александровичем Ольденбургским, который до революции оставался в Рамони.
В 1917 году Александр Петрович Ольденбургский с женой покинули страну, за ними уехал их сын Петр, так дворец в Рамони остался без хозяев. Принцесса Евгения скончалась в 1925 году во Франции. До самого конца она скучала о «милейшей Рамони» и любимом дворце. Местные жители верят, что ее дух до сих пор живет в замке и охраняет его от новых хозяев, нежеланных гостей и реконструкции.
Во время Великой Октябрьской Революции дворец был разграблен. Были вывезены мебель, картины, утварь, предметы интерьера, а само здание пошло по рукам. В разное время во дворце располагались Дом пионеров, библиотека, тифозный лазарет, музыкальная школа, филиал химико-технологического института, и это неполный список организаций, которые хозяйничали в здании.
Во время Великой Отечественной войны Рамонь неоднократно подвергалась бомбардировкам, но замок устоял. Старожилы говорят, что немецкое командование, узнав о том, что замок принадлежал потомкам немецкой аристократии, запретило бомбить его. Видя это, местные жители укрывались в подвалах старого здания, и замок принцессы Евгении спас немало жизней.
Некоторые верят, что дух принцессы оберегал замок и укрывавшихся в нем людей. С 1960 года во дворце располагался краеведческий музей, но из-за отсутствия финансирования и реставрационных работ в 70-е годы здание дворца было признано аварийным. Начиная с 1979 года и по сей день ведутся работы по восстановлению былого великолепия, но увидеть замок в первозданном виде и роскоши уже вряд ли удастся. Фонтан у главного входа восстановить так и не удалось и его заменили клумбой.
Представить интерьеры, уклад жизни и быта в замке посетителям и реставраторам помогает большое количество архивных фотографий. В 19 веке знатные особы могли позволить себе часто фотографироваться и запечатлевать интересные моменты своей жизни. На фотографиях изображены не только хозяева и их быт, но и знатные гости. Замок посетили многие Романовы, они приезжали отдохнуть и поохотиться в богатых угодьях Ольденбургских. Самой захватывающей была охота на волков, которых немало водилось в Рамони, пока охотники их полностью не перебили.
Как и любой старинный замок, дворец в Рамони окутан легендами и тайнами, о некоторых из них местные жители говорят шепотом. Многие жители Рамони и работники дворцового комплекса верят, что дух принцессы Евгении до сих пор живет в замке и оберегает его от новых хозяев и реставрации.
Инструмент на стройке часто ломается, лестницы и леса падают, рабочие начинают конфликтовать и спорить и покидают замок, не закончив работу, как будто принцесса не хочет, чтобы что-то было устроено не по ее вкусу. А в подвале замка в обвалившейся штукатурке можно увидеть профиль принцессы Евгении Максимилиановны, его пытались заштукатурить, но он появлялся снова, и теперь этот портрет показывают посетителям.
В замок пытались заселить кошек, но эти чувствительные животные стремятся побыстрее покинуть территорию. Удивительно и то, что отсутствие кошек не способствует размножению грызунов и вредных насекомых, здание разрушается непогодой, временем, но не мышами, крысами и тараканами.
В замке не встретишь даже комаров и мух. Но скептики, не верящие в мистику и суеверия, уверены, что грызуны и насекомые боятся не призрака хозяйки замка, а утеплителя из верблюжьей шерсти, который имеет свойство отпугивать мелких вредителей.
Экскурсоводы рассказывают, что помимо духа принцессы Евгении в замке живут еще два представителя потустороннего мира. Один призрак принадлежит красивой служанке, которая умерла от пневмонии после того, как ее отправили в мороз встречать знатных гостей. Третий призрак, живущий в замке – это дух колдуна, который помогал принцессе справиться с тяжелой болезнью, но в качестве платы за свои услуги хотел получить любовь своей пациентки. Разгневанный супруг принцессы приказал казнить наглеца, и с тех пор дух, не обретя любви, так и ходит по замку.
Но призраки не мешают проводить на территории замка различные мероприятия, торжества и фестивали. Парк перед дворцом является любимым местом для прогулок, здесь часто устраивают фотосессии молодожены. Верхний парк разделен на две зоны, встречает посетителей зеленая зона с кустарниками, деревьями и клумбами.
Парковая территория постепенно переходит в открытое пространство с широкой аллеей, ведущей ко входу во дворец. Вековые дубы, окружавшие замок во времена Ольденбургских, не сохранились, им на смену высадили русские березки. Парк открыт для посещения, плата за прогулки не берется.
Нижний парк находится в стадии реконструкции, попасть в него возможно только в составе экскурсионной группы в определенные дни. В парке можно прогуляться по широкой исторической лестнице из песчаника со 154 ступенями. Восстановлен грот, смотровая площадка, с которой открывается вид на лес, реку и окрестности.
Во дворце для посещения доступен первый этаж и подвал, о тайнах которого увлекательно расскажут экскурсоводы. Ведутся работы по восстановлению верхних этажей замка. Восстановлен и открыт для экскурсий свитский корпус, в котором представлены уникальные предметы интерьера и быта конца 19 – начала 20 века.
Немецкие родственники Ольденбургских предлагали финансировать реконструкцию замка и парков, но тогда вся территория перешла бы в собственность немцев, а это невозможно, ведь замок Ольденбургских – это часть истории России, и, будем надеяться, с помощью отечественных инвесторов он когда-нибудь будет восстановлен полностью.