8443137cdf92d90dcbce1761376f4b83

В московской галерее «Веллум» вспомнят о легендарном советском карикатуристе Аминадаве Каневском

Фото: www.vellum.ru

Галерея «Веллум» (галерейный центр «Артефакт», Пречистенка, 30/2) открывает завтра, 18 июля выставку «Мурзилка и мировой империализм. Графика Аминадава Каневского», посвященную творчеству легендарного советского карикатуриста Аминадава Моисеевича Каневского – создателя известных всем советским детям Мурзилки и «Девочки-ревушки» из стихотворения Агнии Барто, автора Окон РОСТА и популярнейших карикатур в «Крокодиле», замечательного книжного иллюстратора, сообщает информационная служба галереи.

Сегодня графика и плакаты художника хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, в фондах Российской государственной библиотеки, частных российских и зарубежных коллекциях. На выставке будут представлены около 60 работ Каневского 30-60-х годов прошлого века: карикатуры, плакаты, иллюстрации из собрания галереи «Веллум» и из коллекции Любови Агафоновой, искусствоведа, руководителя галереи «Веллум».

Аминадав Каневский родился в 1898 году в уездном Елизаветграде в многодетной семье. С 12 лет пошел работать: был помощником фотографа, мальчиком на побегушках, выпиливал и раскрашивал фанерные фигурки в мастерской кустаря-игрушечника. Каневский рисовал всегда и везде – и когда в 1917 году был призван на воинскую службу (шла Первая мировая война), и в Красной Армии, куда вступил в 1920 году. Именно из воинской части Каневский был командирован в Москву – учиться во ВХУТЕМАСе, где преподавали Николай Купреянов, Павел Павлинов, Владимир Фаворский. Каневский стал любимым учеником Дмитрия Моора, автора легендарных плакатов «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!».

Первые рисунки Аминадава Каневского появились в печати в 1924 году в журнале «Безбожник у станка»; в конце 20-х годов – в журналах «Пионер» и «Даешь!», в «Комсомольской правде», с середины 30-х Каневский становится автором «Крокодила». Остроумные рисунки – политические и бытовые, соединяющие чувство юмора и творческий дар, сделавшие Каневского одним из самых популярных и узнаваемых авторов сатирических журналов СССР, сегодня превратились в яркие художественные свидетельства эпохи. Здесь и проблемы в сельском хозяйстве («План коровника», журнал «Крокодил, 1955; «Дойка пчелы», 1962) и геополитика («Торговля с Китаем», «Американские краснобаи в ООН, 1952).

Популярность Каневского – литературного иллюстратора была без преувеличения всенародной (у изданий с его иллюстрациями были миллионные тиражи); герои произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Маяковского, Твардовского в представлении нескольких поколений существуют именно такими, какими их увидел Аминадав Каневский. Для своих детских работ, адресованных детям, Каневский не просто делал иллюстрации – он создавал собственный мир и собственных персонажей, которые стали жить самостоятельной жизнью. В 1933 году в журнале «Пионер» появился «Необыкновенный Тут-Итам», любознательный зверек с двумя медвежьими лапами, птичьим клювом и ручкой от зонтика вместо хвоста – и читатели писали в редакцию встревоженные письма, если на страницах журнала долго не появлялись новые рисунки о приключениях Тут-Итама.

Каневский создал новый облик Мурзилки – этот сказочный персонаж (он изображался и лесным жителем, и модником во фраке, и даже маленькой собачкой) существовал в детских книгах еще с конца XIX века и с 1924 года его именем называется детский журнал. В 1937 году Мурзилка на рисунке Каневского стал таким, каким мы его знаем – желтым, пушистым, в берете, шарфе и с фотоаппаратом.

Среди наиболее известных иллюстраций Каневского к детским книгам – «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный» Самуила Маршака, «Девочка-ревушка», «Мальчик-наоборот», «Дедушкина внучка» Агнии Барто, и они представленны на выставке.

Выставка дает редкую возможность увидеть Аминадава Каневского за пределами карикатуры и книжной иллюстрации – и оценить мастерство художника в тонких, сдержанных, психологически точных графических и акварельных работах (среди которых «Женский портрет со шляпой в руках»,1930-е, и «Дворник», 1920-е).

Выставка будет работать с 19 июля по 10 августа, ежедневно с 12.00 до 20.00.

На снимке: Аминадав Каневский. «Где он застрял (Новый год)».

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *