b1773a58eef86324b5d0af876e05d35a

Тремоло 2017, день третий: «Мы расстались, но осталась наша музыка!»

Фото: Константин Исааков

Вот все и разъехались: я, попрощавшись с Алексеем Возиловым и его командой, организаторами тольяттинского Фестиваля музыки и искусств, — в Москву.

Блистательный художественный руководитель «Тремоло» Фабио Мастранджело, второй год знакомства с которым принес мне, признаюсь, удивительное ощущение внутреннего родства, – к себе, в Санкт-Петербург. Он ведь за 16 лет проживания в Питере стал гораздо большим россиянином, чем, смею предположить, иные тольяттинцы, которые за десять лет так ни разу и не выбрались на единственный в городе и уникальный в своем роде Международный фестиваль.

Туда же, в Питер, отбыла и фантастическая по своей неукротимой творческой изобретательности и, я бы сказал, лечебной, антидепрессивной энергетике группа «БИС-КВИТ», с которой я тоже уже успел чуть-чуть сродниться – ведь все дело в общности мироощущения.

Алексей Возилов, как мне показалось, был, прощаясь, немножко расстроен – даже несмотря потрясающий финальный день: участники практически каждым номером вдохновляли зал на овации.

«Впервые за все годы на финале не было аншлага», – сказал он как бы между прочим, но чувствовалось: переживает. Ну да, перфекционист. Привык, что на его фестивалях люди чуть ли не в проходах толпятся.

В этот вечер были, конечно, в зале свободные места – процентов десять-пятнадцать. Но не будем забывать: в этом году Фестиваль проводился практически без спонсорской поддержки и, даст Бог, по итогам, выйдет в нули. Но ведь он состоялся! И принес зрителям, которых не испугало незначительное, рублей на двести, повышение цен на билеты, огромное количество положительных эмоций. А в наши времена это не измеряется никакими денежными эквивалентами.

Последнее, мне представляется, вполне может стать для администрации Самарской области поводом присмотреться к замечательному явлению культуры и туристическому событию, которое уже 10-й год происходит в регионе. И подставить его организаторам свое могучее плечо.

В свой третий день «Тремоло» заявил необычный формат концерта. Называю необычайной «Музыкальную битва», прежде всего, потому, что «сражались» в ней три абсолютно разных творческих коллектива.

О группе «БИС-КВИТ» из Санкт-Петербурга, которая каждый раз, появляясь на публике, с неподражаемым артистизмом выделывает на народных инструментах нечто несусветное: и джаз, и рок, и популярную музыку, и пародии, я уже упоминал – она на «Тремоло» второй год подряд, и каждый ее номер подобен маленькому спектаклю.

Выступал прежде на Фестивале и струнный ансамбль Erato Quintet из Нижнего Новгорода. Я его вчера видел и слышал впервые. И тут, знаете ли, нечто в контрапункте к «бисквитам»: нижегородцы играют ну прямо классику из классик – очень серьезную и при этом абсолютно не «элитную», а вполне доступную, понятную среднему, а то и неискушенному зрителю. Доступную – потому, что исполняют-то они ее блистательно, и не проникнуться этой красотой – просто нереально. Пусть даже ты до этого, если такое возможно, никогда ничего не знал ни о Бахе, ни о Шостаковиче. Звучит Музыка, и она тебя забирает, перехватывает дыхание, заставляет страдать и наслаждаться одновременно.

Третьей на «ринге» была московская Акапелла группа Rain Drops. Говорят, эти ребята в последнее время нередко выступают на телевидении, но для меня, человека абсолютно не телевизионного, они стали своего рода открытием. Слышали бы вы (а может, вы-то и слышали), что они выделывают своими голосами – песни песнями, но со сцены базы отдыха «Волна» звучали (мастерски имитируемые голосом) и музыкальные инструменты, и трели соловья, и шепот леса, и шелест пузырящейся от ветра реки. А Волга, сама Волга, что плескалась в сотне метров от концертной площадки, даже не пыталась соперничать с артистами в качестве звучания.

И вот теперь вы мне скажите: готовы ли вы выбрать и решить, что вкуснее – настоящий марсельский буйабес, запеченная баранья лопатка или нежнейшее фисташковое мороженое? Не правда ли, каждое из блюд прекрасно по-своему?

Вот так и тут: хороши были все исполнители – каждый в своём роде. Нельзя сравнивать несравнимое.

А на самом деле, никто и не собирался. Форму «Музыкальной битвы» Алексей Возилов придумал, что называется, для затравки. Все три участника «битвы» получили задания – и поочередно выполняли их по ходу программы. Но, знаете, что во всем этом многоактном действе было для меня самым прелестным (не считая, конечно, музыки)? То, как конкуренты реагировали друг на друга – смотрели, слушали. Кто-то раскачивался в такт выступлению соперника, кто-то подпевал, а кто-то и, наоборот, сосредоточенно медитировал. На сцене творилось Искусство, и оно вовлекало в сопереживание всех, кто при этом присутствовал.

Но, приняв правила игры, участники все-таки как бы соревновались, и это добавляло вечеру драйва.

Вам надо сейчас представить нашу интерпретацию итальянской музыки XVIII-XX веков? Пожалуйста! В исполнении нижегородцев — гениальный Нино Рота: он ведь не только музыку к фильмам писал, но и серьезные симфонические произведения. А мы, питерцы, в ответ на «вашего» Нино Рота – «нашего» Нино Рота. Заявляя свой номер – фантазию на темы фильмов Феллини, «бисквиты» заговорщицки делятся с залом «инсайдом»: однажды один великий итальянец (музыкант) почти на ходу запрыгивал в трамвай, а ему дверь придержал другой великий итальянец (режиссер). Так они и познакомились – Рота и Феллини. После этих слов как, вы думаете, зритель слушает «бисквитную» импровизацию? Правильно: затаив дыхание.

В следующем туре – уже русская музыка того же исторического периода. Erato quintet выдает нам такого Шостаковича (вторую и третью части его Камерной симфонии в переложении для струнного оркестра), что зал цепенеет, а у «конкурентов» открываются рты: во ребята дают! Но тут же «БИС-КВИТ» парирует Римским-Корсаковым, как бы подмигивая коллегам: вы классные и очень серьезные, а мы… мы будем дурачиться. Потому что это ведь их хит – знаменитый «Полет шмеля». «Полет», да не тот, не филигранно заунывный, к которому нас приучили советские «Голубые огоньки», нет, это целое музыкальное шоу, а то и цирковой номер на тему «Мы ловим, ловим, ловим – шмеля!»

Но шутейную ноту неожиданно сбивают москвичи – а ведь они поначалу тоже веселили народ. Сбивают абсолютно гармонично, напоминая всем, что русская музыка, она ведь, прежде всего, лирична – как раз об этом их композиция по мотивам песен советских лет.

Вот так они и «фехтовали» весь вечер: на ваших «Пиратов Жигулевского моря» – наш гимн футбольного чемпионата мира в ЮАР, на вашу пронзительно страстную 2-ю фугу ля минор Баха – наш «Праздничный музыкальный Бисквит» в честь 10-летия «Тремоло». А зритель только успевал переключать эмоции.

И выплеснул их самой настоящей овацией, когда в финале все три коллектива, к которым еще и присоединилась тольяттинская солистка Марина Коцько, исполнили прекрасную «Заздравную» из «Травиаты» Верди и популярную неаполитанскую «Фуникули-Фуникуля».

Так закончился «Тремоло 2017». Закончился, оставив нам ощущение подарка. Организаторы фестиваля уже в 10-й раз делают его, этот подарок, зрителю, причем не только тольяттинскому.

Говорят, есть люди, которым делать подарки гораздо приятнее и радостнее, чем их получать. Я знаю таких людей.

Фото автора

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *